четверг, 22 марта 2012 г.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Калиненко Н.А. - к. физ.-мат. н., доцент
Афонин С. С. - ст. гр. УП-701
Восточноукраинский Национальный университет имени Владимира Даля, Луганск, Украина
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
 
Актуальность. Цель обучения на современном этапе развития образовательной системы определяется изменившимся социальным заказом общества. Развивается компетентностный подход к образовательному процессу и его результатам. Это требует, в свою очередь, значительного усиления роли самостоятельной работы студентов и повышения уровня интерактивности при проведении учебного процесса. Переход от репродуктивного стиля передачи знаний к принципу повышения мотивации студентов к самостоятельному их приобретению составляет одно из стратегических направлений модернизации системы образования.
Односторонняя форма коммуникации в качестве способа передачи информации, существующая столь долгое время при организации учебного процесса, неприемлема сегодня по многим причинам. Основным недостатком такого способа учения является, прежде всего – пассивность студента во время занятия, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10 % прочитанного; 20 % – услышанного; 30 % – увиденного; 50 % – увиденного и услышанного; 80 % – того, что говорит сам; 90 % – того, до чего дошел в деятельности (Karnikau, McElroy, 1975).
Интерактивное обучение – это взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Интерактивное обучение рассматривается как стратегия университетского образования, под целью которого подразумевается интеллектуальная автономность студента при развитой социальной компетентности.
Интерактивное обучение, в отличие от традиционного, предполагает в первую очередь смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента. В сегодняшней парадигме образования основной упор делается на то, чтобы улучшить, усилить, каким-то образом усовершенствовать деятельность преподавателя. При этом остается за кадром то, что делает студент в образовательном процессе и какие на самом деле знания он выносит из аудитории. Педагог сам работает в аудитории, работа же студента не отличается активностью. Процесс конструирования и присвоения знаний, не будучи должным образом организованным, не происходит.
Предлагаемое решение проблемы. Понятие персональной учебной среды, тесно связанное с интернет-технологиями, постепенно входит в профессиональный обиход. По сути, в создании основы для персональной учебной среды дело стоит за малым – нужно просто предоставить студентам платформу, на которой они могли бы общаться, размещать собственный контент, обсуждать его и делиться впечатлениями об обучении. Не обязательно даже специально создавать такую платформу, можно просто приспособить для этих целей какой-либо общеизвестный бесплатный сервис, который позволяет пользователям загружать контент, обмениваться им и общаться друг с другом.
Появятся новые идеи, дискуссии, будет создаваться новый контент и завязываться контакты с коллегами и экспертами. Это и станет настоящей персональной средой обучения.
Идея персональной учебной среды состоит в том, что студенты должны не просто пассивно потреблять информацию, получаемую из ограниченного числа предлагаемых им источников, а пользоваться сразу множеством информационных ресурсов, систематизировать и сравнивать полученные знания, и даже, в конечном итоге, самостоятельно создавать новые источники знаний. При таком подходе ответственность за обучение ложится на плечи самих студентов, и они сами направляют его ход – что, в идеале, делает обучение более значимым, приятным и интересным.
В статье в качестве примера рассматривается использование социального сервиса YouTube для размещения интерактивных видеофильмов по дисциплине «Экономическая кибернетика».

Рис. 1. Блок-схема видео ролика в YouTube
В видео ролике представлена модель, определяющая оптимальную ставку налогообложения бизнеса. Определение оптимальной ставки налогообложения довольно сложный процесс. Задача: обеспечить максимальные поступления в госбюджет. Кажется, ответ очевиден необходимо установить процент как можно выше, но как утверждают экономисты: «Большие налоги сдерживают развитие экономики, а как следствие и будущее наполнение госбюджета».  А, значит - наша задача сложнее и требует множества расчетов с различными параметрами, и в этом случае расчет в ручную будет не оптимален, и возникает необходимость создания приложения или построения некой модели, в которой можно было бы прогонять результаты.
Наша модель построена в MATLAB, так же при использовании приложение к пакету MATLAB – Simulink. Запись монтаж ролика производился в приложении Camtasia Studio. Видео размещено на YouTube, именно YouTube дает возможность построения интерактивного видео со ссылками и уточняющими комментариями.
Как мы видим в ролике составление такой модели долгий и кропотливый процесс, в котором на очень многое необходимо обратить внимание. И освоить построения таких моделей на обычном аудиторном занятии будет не просто. Интерактивное видео открывает новые возможности в обучении.
В этом примере обучающего видео мы видим, что оно не является одним цельным роликом. С каждым роликом мы переходим к новому этапу создания одной цельной модели, но при этом мы можем возвращаться к ранним этапам для повторного или более подробного изучения или наоборот пропускать уже изученный ранее материал. Такая нелинейность видео будет более удобной студенту при конструировании параллельно собственной модели: при желании вернуться к прежним этапам для анализа или проверки, позволит вернуться сразу же именно к желаемому разделу.
Такие видео ролики позволят создать персональную интерактивную среду обучения студента. Уже существует канал по дисциплине по дисциплине «Экономическая кибернетика» http://www.youtube.com/user/ekonomkib, который удобен и доступен из многох других сервисов таких как: «Вконтакте», «Google», «Facebook» и «Twitter»
Заключение
Несовершенство традиционной концепции обучения, принятой в нашей высшей школе, заложено уже в самой трактовке понятия «знание», в соответствии с которой знания, как и мысль, могут быть переданы. В свете этой концепции роль лектора сводится к ретрансляции готового знания, непосредственной и прямолинейной передаче учебного материала. Напротив, знания должны в буквальном смысле добываться студентом в результате затраченных им интеллектуальных усилий, преодоления определенных интеллектуальных барьеров. Педагог должен учить тому, как это делать.
Процесс обучения сегодня можно определить как целенаправленную совместную деятельность студента и преподавателя в информационно-образовательной среде. Этому способствует бурный рост числа электронных ресурсов, которые предлагаются для использования в образовательном процессе.
Для достижения реального нового качества образования, действительно адекватного современности, требуется принципиально новый, системный подход.

Литература

1. Пресс И.А. Интеграция классических и информационных технологий как педагогический базис модернизации современной образовательной системы // Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2010: Сб. трудов V Международного конгресса. М.:Global Conferences, 2010. С. 496–498.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. М.: МЭСИ, 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий